Николай Копытин: «Первая лига — не уровень Липецка»

   Экс-нападающий ХК «Липецк» Николай Копытин более пяти лет назад закончил хоккейную карьеру, осел в Москве и начал заниматься бизнесом. В столице у Николая жена, сын и работа, а в Липецке остались родные, близкие, друзья и болельщики, которые помнят этого острого и напористого форварда.

   Сейчас Копытин работает директором московской СДЮШОР «Град», где занимается его сын Павел. Уникальность этой спортивной школы в том, что на её базе действует единственная в стране коробка североамериканских стандартов. 
   В свободное время Николай играет за хоккейную команду префектуры Юго-Восточного административного округа, а также навещает родной Липецк. Во время одного из таких визитов с ним и пообщался пресс-атташе ХК “Липецк”.

В Липецке бываю регулярно


— Николай, какими судьбами в Липецке?

— Всё просто. У меня здесь живут мама, брат, сёстры. Липецк для меня всегда остаётся родиной, где бы я ни жил. На этот раз приехал на новогодние праздники с сыном. Здесь можно хорошо отдохнуть от московской суеты, пообщаться с друзьями и родными. Могу съездить на могилу к своему отцу, да и время позволяет пожить немного в Липецке.

— Часто удаётся побывать в родном городе?


— У меня сын в школе учится триместрами, поэтому, как только выдаются каникулы, он с радостью едет сюда к братьям и племянникам. Привожу его в Липецк примерно раз в два месяца.

— С кем из бывших партнёров по ХК «Липецк» поддерживаете отношения?


— Вадим Навроцкий, Алексей Баранов, Сергей Рыбин, плюс тренеры Сергей Сухарев, Валерий Олейник, Александр Мнихович. Этих людей я знаю достаточно хорошо, поэтому при первой возможности стараюсь заглянуть в «Звёздный», узнать, как дела у них и у команды в целом.

— А из тех, кто живёт в Москве?

— В позапрошлом году вместе с Виталием Чумичёвым играл в команде «Метеор-МТК», выступающей в непрофессиональной хоккейной лиге. Там же выступал и экс-игрок «Дизелиста» и электростальского «Кристалла» Алексей Чистяков. Он, кстати, сейчас тренирует женскую хоккейную команду «Торнадо» из Дмитрова. Александра Харитонова не видел уже давно. На тот момент, когда я видел Сергея Козурова, он работал в одном из столичных автосалонов. По работе часто вижусь с Дмитрием Воронцовым, Андреем Селезовым, Павлом Ермолаевым и Виктором Дровянниковым, которые выступали ещё за «Русский вариант».

— Вы дебютировали в этой команде или в «Тракторе»?

— Это был 1992 год, липецкая команда тогда называлась «Трактор». В 1993 году я уехал в спортивный интернат ярославского «Торпедо», а в 1996-м вернулся домой уже в ХК «Липецк».

— За выступлениями родной команды сейчас следите?

— Откровенно говоря, нет. Когда играли в высшей лиге, то черпал информацию в Интернете на официальном сайте нашего клуба и в других электронных изданиях. Зная ребят, которые сейчас выступают за ХК «Липецк», не удивляюсь, что команда идёт на первом месте. Тут всё ясно (улыбается). Первая лига — это не уровень ХК «Липецк».

— Вернёмся немного назад. Почему в 2005 году решили закончить карьеру хоккеиста?

— Первая причина — это серьёзные травмы, а вторая — семья. Постоянные разъезды и маленький ребёнок заставили подумать о переходе на новый уровень жизни. Хоккей в любом случае не вечен. Одно дело выйти на улицу в 27-28 лет, и совсем другое — в 35-36. Жизнь не стоит на месте. Я всегда был уверен в том, что никто ничего просто так не принесёт и не подарит, всего надо добиваться самому.

С Павлом Копытиным лично не знаком

— Какими были первые мысли после того, как повесили коньки на гвоздь?


— Страшными. Задавал себе вопросы: что делать, куда идти, чем заниматься? Когда сдал форму и вышел из «Звёздного», обернулся назад и ощутил какой-то страх перед будущим. Всю жизнь играл в хоккей, был обеспечен питанием и крышей над головой, а теперь остался один с женой и маленьким ребёнком. Но отчаяния не было. Просто осознавал, что начинается новый период в жизни, который нужно достойно прожить.

— Так сложилось, что в 2005 году Николай Копытин перестал играть в хоккей, а его однофамилец Павел начал привлекаться в команду мастеров. Вы с ним не знакомы?

— Не знаком. Мы с ним даже нигде не пересекались. По словам знакомых, хоккеист достаточно интересный. Могу ему только пожелать, чтобы в дальнейшем у него было как можно больше успехов, а карьера сложилась гораздо лучше, чем у меня. Хотя не сетую на свою карьеру. Считаю, что достойно отработал свой век в хоккее. Этот вид спорта сыграл очень важную роль в моей жизни, о нём могу говорить 24 часа в сутки. Коллектив отторгает плохих людей, воспитывает чувство братства, дружбы. Например, известный игрок Александр Харитонов женат на липецкой девушке Свете, которая училась со мной в одном классе. Так получилось, что именно я познакомил его с ней. Вместе они живут уже много лет.

— А как произошло ваше знакомство с будущей женой?

— Это было в 2000 году, когда я перешёл в московский «Спартак». Она и до сих пор работает стюардессой в транспортной авиакомпании, которая в то время обслуживала «Спартак». Познакомились с ней в воздухе (смеётся).

— Какой из коллективов был самым сплочённым за вашу карьеру?

— В этом плане мне очень повезло. В какой бы команде ни играл, везде были отличные ребята.

— В 1999 году, когда ХК «Липецк» выступал в суперлиге, тогдашний наставник команды Виктор Семыкин отправил вас в фарм-клуб «Стинол» за нарушение режима. Что тогда произошло?

— У меня с Виктором Ивановичем было много всяких неурядиц. В 25 лет хотелось и погулять, и повеселиться. Чего греха таить, все тогда нарушали режим, дурачились по-своему, а потом выходили на лёд и бились. Подлостей никто не делал. Лично у меня с Семыкиным остались нормальные отношения, негатива никакого нет. При встрече мы всегда тепло общаемся. Думаю, что перевод в «Стинол» был чисто педагогической мерой.

— По возвращении в основу вы забили победный гол челябинскому «Трактору», который обеспечил команде место в числе шестнадцати сильнейших команд страны…

— Обычный рабочий момент. Ничего выдающегося я не сделал. Всё зависит от команды.

— Самым результативным сезоном для вас стал период с 2000 по 2001 годы, когда за ХК «Липецк» вы набрали 26 (12+14) очков. Чем запомнился тот чемпионат?

— У меня были отличные партнёры, тренеры давали много игрового времени, поэтому рос как хоккеист.

Зачёсов вставал на дыбы

— Что можете вспомнить из совместной работы с таким колоритным тренером, как Александр Зачёсов?


— Под его руководством работал в сезоне-2004/05, когда играл за белорусскую команду «Химволокно». У него был своеобразный подход к работе. От других тренеров его отличало то, что он всегда был за команду в плане финансов. Если нам вовремя не платили зарплату, Александр Петрович сразу же вставал на дыбы и требовал от руководства всё, что нам причиталось. Он постоянно действовал, как говорится, на грани фола. Любил и пошутить.

— Можете привести что-нибудь из его высказываний?

— Когда он собирал команду, некоторым ребятам задавал вопрос: «Знаете, где вам в хоккей нужно играть?» Они с серьёзными лицами у него переспрашивают, мол, где же нам играть, Александр Петрович? А он им отвечает: «Когда вода на прудах замёрзнет, идите туда и играйте!» Или ещё одна его фраза: «С таким техническим багажом вам нельзя играть в суперлиге или в вышке, езжайте в Караганду».

— А кто из наставников внёс наибольший вклад в становление игрока Николая Копытина?


— Мой первый тренер Олег Игоревич Зайцев, который до сих пор жив-здоров. Пользуясь случаем, хочу поздравить его с новогодними праздниками и пожелать здоровья. Ещё Геннадий Николаевич Мыльников, который в 1993 году был главным тренером второй команды ярославского «Торпедо». Он очень многое дал нам как в жизненном, так и в хоккейном плане. До сих пор его воспитанники Алексей Васильев и Сергей Жуков играют в «Локомотиве», Илья Горохов в мытищинском «Атланте», Егор Подомацкий в «Ермаке» из Ангарска, Константин Касаткин в «Югре». А в целом хочу сказать всем тренерам, с которыми удалось поработать, большое спасибо.

— Считаете, что два сезона в столичном «Спартаке» — вершина вашей игровой карьеры?

— Это действительно так. В тот период я с Вадимом Навроцким также играл за сборную России на Всемирной Универсиаде под руководством Попова, который сейчас помогает Немчинову в ЦСКА. Только невероятное стечение обстоятельств не позволило нам завоевать медали в Польше. Все специалисты отмечали нашу команду, но выше четвёртого места нам подняться не удалось.

— Почувствовали на себе, что такое спартаковский дух?

— В «Спартаке» царит особая атмосфера. Там любят красивый комбинационный хоккей, ювелирные передачи, игру в одно касание. Динамовская и армейская школы работают больше в плане силового хоккея, а в «Спартаке» на первом месте всегда мысль.

— Только-только закончились новогодние каникулы, у многих людей ещё праздничное настроение. Можете вспомнить какие-нибудь курьёзные и весёлые случаи из вашей карьеры?

— Много чего было. И скотчем лезвие конька заклеивали, а потом этот игрок падал на льду, и сланцы прибивали к полу…
   Впрочем, иногда было и не до веселья. Помню, мы как-то ехали из Питера, а у «КамАЗа», двигавшегося нам навстречу, отскочило колесо, диск которого угодил в автобус ХК «Липецк» в считанных сантиметрах от головы одного из наших водителей, который в тот момент отдыхал на спальном месте. Чудом пронесло!..

— В своё время вы были очень популярны у липецких болельщиков. Какие остались воспоминания? Ничего не хотите им передать?

— Воспоминания — только яркие, впечатления — приятные. Как бы ни играла команда, приходите на трибуны и поддерживайте её! Это очень нужно ребятам и тренерам. Не будет зрителей, не станет и хоккея. Испытываю большое уважение к липецким болельщикам и хочу, чтобы они всегда были вместе с командой — как в успешные периоды, так и в неудачные. А в том, что у липецкого хоккея светлое будущее, я не сомневаюсь.
 

12.01.2011г.