Борис АФАНАСЬЕВ: «В 1998-м заставили уважать себя всю хоккейную Россию!»

Сегодня юбилей у человека, посвятившего свою жизнь спорту и поднявшему липецкий хоккей на высшую ступень развития.

Борис Афанасьев первым опробовал лёд в «Звёздном» и вывел ХК «Липецк» в суперлигу, а также первым из липецких арбитров обслуживал матчи с участием сборных на международных турнирах. Его вклад в развитие регионального хоккея велик и многогранен.

 

Гильзы-щитки и ташкентский хоккей

 

– Борис Иванович, вас невозможно представить вне спорта ни в каком возрасте. При каких обстоятельствах решили выбрать эту стезю?

– Во времена моей юности в Липецке не было больших стадионов и ледовых дворцов. Мы жили в частном секторе на Тракторном, рядом был прекрасный лог, на котором мы бегали с утра до позднего вечера. Мои старшие братья Толя и Володя занимались на стадионе «Торпедо» (ныне – «Пламя»), за ними тянулся и я.

Играли в футбол и хоккей, но не забывали и про другие виды спорта. Мне очень нравилось рассекать по льду на коньках, занимался настольным теннисом в своей 31-й школе. Позднее пинг-понг увлёк ещё сильнее, и я стал ходить на тренировки к Вадиму Волчанскому в спортзал при кинотеатре «Маяк» и даже выполнил первый разряд. В школе активно занимался и лыжными гонками, а когда меня призвали в армию (я служил в посёлке Дачный), выступал на Спартакиаде Вооружённых Сил, где стал серебряным призёром по многоборью.

Меня хотели оставить в армии и даже направили в военное инженерное строительное училище, что в городе Пушкин под Ленинградом. Там я успешно отучился год, но во время учений сильно простудился и попал в госпиталь. На больничной койке задумался о своём будущем и… принял решение вернуться на «гражданку». Спорт был мне ближе, чем война, и я отправился поступать в Волгоградский институт физической культуры.

Поступил, отучился, а когда приехал в Липецк, Василий Лукич Мутьев пригласил меня в футбольную команду «Сокол», за которую я играл три года и даже стал чемпионом области.

– Когда же возникла любовь к хоккею?

– Хоккеем я занимаюсь с двенадцати лет. Году в 1958-м на Тракторный завод по распределению пришёл работать воронежский специалист Вячеслав Галак, который в свободное время собрал хоккейную команду. В неё вошли Анатолий Замараев, Борис Торшин, я и другие ребята. Начали тренироваться, причём технику катания и владения клюшкой оттачивали… на танцплощадке с гладкими деревянными полами. Мы их заливали водой, создавая скользкую поверхность. Так по этой воде и катались, пока не наступала зима и не заливали настоящий лёд.

Когда служил в армии, тоже играл в хоккей. Команда там появилась за два года до моего призыва, а тренировал её Виктор Вепринцев. Помню, щитки мы делали сами, распиливая артиллерийские гильзы и вклеивая внутрь войлок. В финале Кубка области, который проходил в Казинке, при большом скоплении зрителей мы обыграли «Сокол», за что в качестве вознаграждения получили по три дня отпуска. На дворе стоял 1969-й год…

– Вы – известный хоккейный судья. Когда начали судить?

– Всё тоже началось с футбола. Матчи чемпионата Волгоградской области обслуживал, ещё будучи студентом, а в 1972 году, когда вернулся в Липецк, устроился на работу в областном спорткомитете и продолжил карьеру судьи в нашем первенстве.

Однажды меня пригласили обслуживать матчи союзного чемпионата. Тогда это было просто: не нужно было сдавать никаких экзаменов, достаточно рекомендации уважаемых специалистов. Году в 1974-м меня пригласили известные липецкие судьи Виктор Литвиненко и Алексей Шарапов. Николай Козлобаев, который работал с ними в бригаде, не смог поехать на очередной матч в Калининград, и взяли меня. Местная «Балтика» уступила витебской «Двине» – 1:2, а нам на утро даже не дали машину, чтобы добраться до аэропорта. Выручил знакомый моих коллег… После дебюта, который признали удачным, меня стали привлекать к обслуживанию и других матчей, затем присвоили звание судьи республиканской категории.

Параллельно я обслуживал в качестве линейного арбитра и хоккейные матчи с участием СКА МВО в Липецке. По рекомендации известного в то время рижского судьи Иварса Пликшкиса я отправился на судейские сборы. Один сезон отсудил во второй лиге, затем меня перевели в первую, где отработал несколько лет и попал в высшую лигу. Матчи чемпионата СССР с участием знаменитых клубов – ЦСКА, «Динамо», «Спартака» «Крыльев Советов» и других – обслуживал вплоть до 1986 года. Объехал все советские хоккейные республики, побывал даже в Ташкенте, где тогда построили ледовый дворец и создали команду «Бинокор». Игроков и тренеров, правда, в Узбекистан пригласили из Новосибирска.

Путёвку на Приз «Известий» дал арбитр НХЛ
 

– В качестве судьи вы работали на знаменитом международном турнире на призы газеты «Известия»…

 – Тут надо начать с предыстории. Судейский комитет при Федерации хоккея СССР возглавлял Андрей Васильевич Старовойтов, который начал привлекать канадских арбитров на наши семинары и сборы. После одного из них судьи обслуживали предсезонный турнир на призы «Советского спорта». На одном из таких турниров я и Александр Галиахматов работали в судейских бригадах вместе с арбитрами НХЛ Брюсом Худом (первый рефери, отсудивший тысячу матчей НХЛ – Прим.авт.) и Джоном Д’Амико. Брюс и Джон после совместной работы дали нам с Сашей высокую оценку и сказали, что мы готовы к судейству на международном уровне.

В 1984 году меня впервые пригласили обслуживать турнира на призы «Известий». Турнир запомнился организацией и уровнем мастерства игроков. В профессиональном плане росли и хоккеисты, и судьи. Запомнился и такой момент: в одной из атак хоккеисты врезались в ворота и погнули одну из стоек. Мне и другому лайнсмену пришлось увозить деформированную конструкцию с площадки, причём этот процесс запечатлели камеры центрального ТВ.

– С кем из великих хоккейного мира вам довелось тогда познакомиться?

– Практически со всеми нашими сборниками. Как-то играли ЦСКА со «Спартаком». Армейцам не понравился момент с определением положения «вне игры»: Александр Гусев и кто-то ещё подъехали ко мне и начали теснить к борту, но в эпизод тут же включился спартаковец Александр Якушев, поумеривший пыл соперников и спасший меня от «расправы».

Презентация «Звёздного» и рождение ХК «Липецк»

– Ходит легенда, что именно вы первым прокатились по льду «Звёздного»…

– Это не легенда, так было на самом деле. Я тогда работал в областном спорткомитете, и его председатель Анатолий Добрынин поручил мне курировать процесс ввода в эксплуатацию «Звёздного». Когда до старта чемпионата оставались считанные недели, строительные работы во Дворце ещё шли полным ходом. Лёд уже начали заливать, а на него падали пыль и мусор. Тогдашний первый секретарь обкома КПСС Григорий Павлов захотел посмотреть на новое спортсооружение и мне дали команду прокатиться по льду на глазах руководства. Я облачился в хоккейную амуницию, вышел на арену, смотрю: пыли – с человеческий ноготь, коньки просто не едут… Кое-как приспособился, пока никто не видел, потренировался, и вышел перед начальством в форме с клюшкой. Сделал несколько аккуратных (чтобы не упасть) виражей вокруг пустых ворот, бросил в них несколько раз шайбу. Когда сетка вздрагивала от попаданий, руководители аплодировали. Так и состоялась первая презентация льда в «Звёздном».

– Вы стояли у истоков рождения ХК «Липецк». Как это было?

– В марте 1994-го закрылся частный клуб «Русский вариант» и Липецк рисковал остаться без хоккея. К рождению нового клуба приложили руку власти областного центра: заместитель главы городской администрации Александр Петрович Сонин был большим любителем хоккея переговорил с тогдашним мэром Анатолием Ивановичем Савенковым. Затем оба отправились на разговор с главой областной администрации Михаилом Тихоновичем Наролиным. Сошлись на том, что финансироваться команда будет по принципу «пятьдесят на пятьдесят» – город и область.
В итоге 2 сентября 1994 года было создано муниципальное учреждение хоккейный клуб «Липецк».

– За счёт чего удалось вывести ХК «Липецк» в суперлигу?

– В плане инфраструктуры Липецк был готов выступать на самом высоком уровне, в содержании команды были заинтересованы первые лица города и области. Кроме того, мне удалось объединить в одну структуру спортшколу, ледовый дворец и клуб. Заливщики, электрики и другой обслуживающий персонал арены, а также тренеры ДЮСШ получали дополнительную зарплату в ХК «Липецк». Небольшую, но все теперь чувствовали себя частью ХК «Липецк». Кроме того, удалось устроить игроков фарм-клуба «Стинол» на учёбу в педагогический институт, подстраховавшись, таким образом, на случай непредвиденных обстоятельств с финансированием. Единственным, кто не захотел учиться на спортфаке, был Вадим Навроцкий – он поступил на факультет экономики и информатики.

Любопытно, что пришедшие в то время на работу в клуб люди прошли с командой огонь, воду и медные трубы, став профессионалами с большой буквы. Имею в виду Валерия Сонина, Михаила Долгого, Олега Воробьёва. Теперь у них огромный опыт, этим специалистам можно доверять полностью по любым вопросам.

А идею по выводу команды в суперлигу подал глава города Анатолий Савенков. Он человек целеустремлённый, всегда стремится двигаться вперёд. Мэр поставил чёткое условие, чтобы пятьдесят процентов игроков было липецких. В итоге мы за 10 тысяч долларов выкупили из ЦСКА Сашу Титова, хотя столичный клуб несколькими годами ранее забрал его у нашей спортшколы за вратарский блин с ловушкой. Затем вернули и других липецких игроков. Когда вышли в суперлигу, большинство ребят получили звания мастеров спорта (причём 15 из них были липчане).

Стул в Яханова и вагон за Протопопова

– Дебютный сезон (1998/99 гг.) в суперлиге вошёл в историю как высшее достижение липецкого хоккея (11-е место в элитном дивизионе)…

– Нам нужно было как можно быстрее завоевать авторитет и стать своими среди грандов. Мы отправились в Челябинск на предсезонный «Стальной кубок», выиграли турнир и привезли с собой 30-килограммовый трофей! Вернувшись в приподнятом настроении, неплохо стартовали в суперлиге и стали завоёвывать всё новые и новые вершины, заняв в «регулярке» 11-е место и в плэй-офф сыграв с тольяттинской «Ладой».

В последнем матче регулярного чемпионата мы играли в Магнитогорске, а накануне там отмечали юбилей спортивного клуба. Меня и главного тренера Виктора Семыкина пригласили на праздник, на банкет приехал и губернатор Челябинской области. Всё прошло в тёплой атмосфере, а после матча стал известен наш соперник по плэй-офф. Билетов в Тольятти мы ещё не покупали, да и средств осталось в обрез. В итоге на помощь пришли руководители «Металлурга». Константиныч (Валерий Белоусов – главный тренер магнитогорского клубаПрим. авт.) решил вопрос с питанием нашей команды, сняв с довольствия на следующий день своих хоккеистов, а вместо них покормив ХК «Липецк», кроме того, хозяева выделили нам свой автобус, на котором мы отправились в Уфу, где пересели на поезд и добрались до Тольятти.

– В матче против ярославского «Торпедо» с трибуны «Звёздного» на голову торпедовцу Андрею Яханову упал деревянный раскладной стул. Скандал был нешуточный, и липецкую арену дисквалифицировали на одну игру. Следующий поединок ХК «Липецк» проводил при пустых трибунах с череповецкой «Северсталью»…

– Как утверждали виновники инцидента, злого умысла не было: мол, стул передавали и случайно уронили.

– Следующий сезон в суперлиге получился неудачным и команда покинула элиту.

– Финансирование ухудшилось, и в межсезонье Семыкин уехал в хабаровский «Амур» с шестью ведущими игроками. В городе же шла смена законодательной и исполнительной власти, и новое руководство сказало, что клуб должен зарабатывать сам. Я попросил на собрании выделить хоккейному клубу три автозаправки и три автостоянки, заверив, что после этого ХК «Липецк» не будет обращаться за финансовой помощью. Ответа я не услышал…

– Липецкий профессиональный хоккей действительно держался на чистом энтузиазме отдельных людей – Савенков, Коробейников, Белянский…?

– Комбинат дал нам в то время вагон металла на приобретение защитника минского «Тивали» Андрея Протопопова. В то время НЛМК уже был не так свободен в плане желания помочь ХК «Липецк». Андрей Дмитриевич Белянский, главный инженер и первый заместитель генерального директора АО НЛМК, помог найти средства на перелёт в один из дальних городов – мы тогда предоставили билеты из авиакасс, а завод нам их оплатил. К сожалению, в руководстве предприятия затем произошли серьёзные изменения и помощь хоккейной команде прекратилась.

 

Подарок для Лисина и липецкий Гагарин
 

– Когда во взаимоотношениях комбината и ХК «Липецк» что-то пошло не так?

– В 1996-м году у Владимира Сергеевича Лисина был сорокалетний юбилей. Я взял клюшку, перчатки и шлем с визором и сказал Виктору Семыкину, чтобы он проводил тренировку, а потом отправлялся со мной поздравлять юбиляра. Нам сказали, чтобы в течении сорока минут мы были на месте. Когда вошли в приёмную, там уже были представители футбольного «Металлурга» – Геннадий Маркин и Валерий Третьяков. Секретарь зашла к своему шефу, а когда вернулась обратно, объявила, что Лисин просит первых войти хоккеистов. Мы зашли к нему в кабинет – он нас встретил с широкой улыбкой на лице. И тут я ему сходу сказал, что две самые востребованные профессии – это металлург и хоккеист. Он спросил: «Почему?». Мне тут же пришлось пояснить: металлурги работают в крагах – Владимир Сергеевич утвердительно кивнул, а я тут же ему надел на руки хоккейные перчатки. Основной инструмент металлурга похож на клюшку, которую я тут же ему вручил, а вместо каски передал шлем. Владимир Лисин улыбнулся и уважительно поблагодарил нас.

– Сейчас следите за ситуацией вокруг хоккея в Липецке?

– В России нет ни одной профессиональной команды высокого уровня, составленной из местных воспитанников. Конечно, можно собрать на один матч только местных и сыграть таким составом, но профессиональный спорт предполагает состязательность с высокой конкуренцией. Критерием отбора хоккеистов должен не паспорт с пропиской, а игровые характеристики.

Если мы хотим выступать на определённом уровне, то и спортсмены должны соответствовать этому же рангу – это закон спорта. В качестве примера посмотрим на Ярославль, где несколько десятилетий работает спортинтернат, собирающий в своих стенах одарённых мальчишек со всей страны, а в «Локомотив» попадают единицы.

В Липецке не то что интерната – молодёжные команды не всегда были. Здесь нужно не разрушать, а создавать целостную систему, на вершине которой обязательно должен стоять профессиональный клуб.

Кстати, во времена выступления ХК «Липецк» в суперлиге мы пытались создать спортинтернат в непосредственной близости от ФОК «Пламя». Мальчишки жили бы там, учились в школе по соседству и постигали азы хоккея. Но всё, как обычно, упиралось в деньги… А освободившийся садик, в котором мы планировали создать интернат, потом заняла православная гимназия.

– В конце 90-х ходили разговоры о реконструкции «Звёздного», увеличении зрительских мест, строительства дополнительных трибун…

– Мы хотели прежде всего установить крытую тренировочную площадку с искусственным льдом и соединить её переходом со «Звёздным», а также поставить трибуны за воротами. Желаний и идей было много, обсуждались они на высоком уровне. Но дальше эскизов и разговоров дело не пошло…

– Зимнюю Олимпиаду-98 вы смотрели непосредственно в японском Нагано, а Игры в Сочи два года назад принципиально наблюдали по телевизору в родном Липецке. Чем запомнились те и другие соревнования? Можно ли сравнить по уровню хоккейные сборные двух Павлов – Буре и Дацюка?

– Во все времена у нас были сильные и по-своему интересные команды, сравнивать которые достаточно тяжело. В 1998-м году все ребята были в прекрасной форме – один Павел Буре забрасывал по несколько шайб за матч. Тогда впервые в истории на время Игр приостановили чемпионат НХЛ и все сильнейшие игроки приехали в свои сборные. Оттого и хоккей был таким красивым! А ещё не забуду, как нас приняли в олимпийской деревне для гостей в сорока километрах от Нагано. За накрытым столом в домике сидели Анатолий Кострюков, Борис Майоров, Владимир Асеев и другие. Не успел подойти к строению, как оттуда услышал фразу: «О-па! К нам прибыл липецкий хоккейный Гагарин!».

В Сочи же многие думали, что родные стены будут помогать – возможно, это как-то расхолодило парней… Показать всё, на что способны, они, к сожалению, не смогли. С надеждой жду предстоящий Кубок мира – надеюсь там наша сборная выступит во всей красе!

– Назовите символическую сборную ХК «Липецк» за всю историю.

– (после некоторого раздумья) В воротах двое: Болсуновский и Чистов. В защите Олейник и Залипятских, в нападении Виноградов, Гаврилин и Николай Копытин.

– Чем занимаетесь сейчас? Свободное время, как и раньше, проводите с ветеранами на льду и в спортивных залах?

– Стараюсь три раза в неделю играть – дважды в футбол, один раз в хоккей, да и в целом веду активный образ жизни.

Кстати, подводя некоторые жизненные итоги, обязательно хотел бы отметить большую роль в моих успехах своей семьи, прежде всего, супруги. Каждый год я на несколько месяцев уезжал из дома, и Нина возлагала на это время все семейные заботы – по уходу за детьми, по их воспитанию. Нина была заботливой им внимательной матерью, не случайно наш сын Игорь имеет три высших образования, а дочь Ольга – два, причём оба получили по красному диплому. К сожалению, вот уже как три с половиной года Нина ушла из жизни… Её мне очень не хватает.

Досье

АФАНАСЬЕВ Борис Иванович. Родился 7 сентября 1946 года в Липецке. Закончил Волгоградский институт физкультуры. Судья международной категории по хоккею. Заслуженный работник физической культуры РФ. Награждён юбилейной медалью «Во славу Липецкой области», почётным знаком Федерации хоккея России «За верность». Ветеран труда. В составе официальных делегаций Федерации хоккея СССР и России выезжал на чемпионаты мира в Финляндии, Швеции, Чехии, Австрии, Германии и Олимпийские игры в Японии (1998 г.).

Коллективы ХК «Липецк», «Липецкой спортивной газеты» и федерации хоккея Липецкой области сердечно поздравляют Бориса Ивановича с 70-летием, желают ему крепкого здоровья, спортивного долголетия и позитивного настроя!
 

07.09.2016г.